Для учащихся этих отделов проводятся занятия «узкого профиля» (экскурсоводов, экспозиционеров, поисковых групп и проч.). В музейном пространстве проходят вечера, встречи с интересными людьми, диспуты, концерты.О работе школьного музея известно не только в ауле, но и далеко за его пределами. Всё больше жителей проявляют интерес, несут очень ценные и дорогие сердцу экспонаты, часто очень древние вызывающие неподдельный интерес у учащихся и учителей школы.
Основные формы работы культурно-просветительной деятельности музея вызваны способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского самосознания: экскурсии, лекции, беседы, литературно-исторические и музыкальные композиции, викторины и конкурсы, открытия выставок.
Все дальше вглубь времени уходят огненные годы Великой Отечественной войны, годы тяжелого труда, годы величайших испытаний, которые пришлось пережить народу, как на фронте, так и в тылу. Время неумолимо уносит в прошлое факты, события, имена тех, кто в годы войны был ее участником, воевал с оружием в руках, защищая нашу Родину. Но и ныне вдовы и сироты, отцы и матери, братья и сестры тех, кто погиб на полях сражений Великой Отечественной, несут в сердцах боль невозвратимой утраты. Это не только скорбь о погибших, это и гордость за величие совершенного ими подвига во имя Отчизны. Память о них должна остаться будущим поколениям.
В целях сохранения исторической памяти Великой Победы инициативной группой педагогов нашей школы была разработана школьная программа патриотического воспитания детей и молодежи «Без срока давности»
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания детей и молодежи, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Программа представляет собой согласованный по срокам выполнения и исполнителям комплекс нормативных, правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач патриотического воспитания детей и молодежи.
Реализация Программы будет способствовать повышению уровня гражданского воспитания детей и молодежи, улучшения физического здоровья молодого поколения, повысит их готовность к военной службе. Поможет формировать у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за свою страну, на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
На сегодняшний день программа находится в практической стадии апробации и использовании в воспитательном процессе музейных технологий, приемов, методов для раскрытия индивидуальных особенностей учащихся и развития их творческих способностей.В музее оформлена экспозиция «СЛАВА СОЛДАТУ-ПОБЕДИТЕЛЮ»
Стенды и выставки музея используются для проведения уроков и внеклассных мероприятий учителями школы. В мае 2008 года в жизни туркмен Ставропольского края произошло историческое событие – установление памятника великому мыслителю поэту Махтумкули Фраги. Этому мероприятию способствовало обращение актива музея к президенту Туркменистана Г.М. Бердымухамедову о содействии и помощи в установлении памятника. Ежегодно16 мая в ауле Эдельбай стало традицией отмечать «Дни поэзии Махтумкули», в рамках которого проводятсямеждународные мероприятия: Научно-практическая конференция, фестивали.В Туркменистане с 1 по 4 апреля 2009 года прошел второй международный фестиваль туркмен мира «Туркменская земля - преображенный край». Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым была приглашена делегация туркмен Ставропольского края. Главной идеей фестиваля, ставшей гимном миру, дружбе, братству, согласию и взаимопониманию между народами мира была тема «Семья». В работе фестиваля представлены экспонаты школьного историко – этнографического музея МОУ «СОШ №14».
Поисково-собирательное направление работы музея реализуется посредством проведения акций среди учащихся, педагогов, родителей, выпускников.
Она включает в себя следующие виды работ:
- Собирательскую (поисковую) работу.
Основные формы: текущее комплектование, переписка, сбор и фиксация материалов, пополнение фонда. Так в музее появились посуда, утварь, видеозаписи школьных спектаклей прошлых лет. В результате поисково-исследовательской работы по материалам архива райвоенкомата и воспоминаниям старожилов составлен список воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Этот список был включен в районную Книгу Памяти и использован для оформления памятника павшим в боях землякам.